— процесс украшения предметов из металла, путем нанесения на его поверхность пуансонами или чеканами равномерного узора из мелких точек, штрихов, линий. На изделиях из серебра с перегородчатой эмалью, чернью канфарением (зачастую совместно с золочением) украшен фон между эмалевыми или черневыми изображениями.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
(от греч. keration — стручок рожкового дерева) — первоначально название одного семени рожкового дерева, применявшегося для взвешивания драгоценных камней;
1. единица массы драгоценных камней, равная 0,2 г. Обозначается кар;
2. мера содержания золота в сплавах, равная 1/24 массы сплава (брит. К. золота). Чистое золото соответствует 24 кар.
(итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — рисунок, изображающий кого- или что-нибудь в заведомо искаженном виде (с преувеличением и заострением характерных черт, соединением реального и фантастического, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями), ради достижения сатирического, комического эффекта. Иногда К. сопровождается подписью в виде смешного стишка на тему изображения.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
— произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее, в отличие от этюда и эскиза, свойством законченности.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
— оправа камня, общая деталь всех ювелирных изделий с камнями.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
(др.-греч. κέραμος, греч. keramike – гончарное искусство, keramos – глина) — изделия и материалы, полученные спеканием (обжигом) глин и их смесей с
минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений. Основные виды керамики: фарфор, фаянс, бисквит, майолика, терракота.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА |ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА
— в ДПИ это знак, печать, метка, нанесенные на изделие с целью указания на место производства, изготовителя, пробу драгоценного металла или для регистрации и т.д. В иконописи это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы, расположенная по краям или углам от центральной композиции (зачастую прямоугольной формы), изображающая сцены, поясняющие или развивающие сюжет центральной композиции.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
(от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — 1. в иконописи — углублённая средняя часть иконной доски; 2. ларец, ящичек для хранения реликвий. Есть и другие понятия..
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ИКОНОПИСЬ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
— церковный ковш, входящий в состав евхаристического набора, в котором вначале проскомидии подается вино с водой для вливания в святую чашу, затем перед причастием в нем подается «теплота» (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ИКОНОПИСЬ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
(итал. colorito, от лат. color — цвет, краска) — система сочетаний, соотношений цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства (преимущественно в живописи), образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью художника и может быть спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т.д.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
(лат. convolutus — свернутый, сплетенный) — сборник, составленный из ранее самостоятельно изданных произведений печати или рукописей, переплетенных в один том.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | БУКИНИСТИКА
(лат. constructio — построение, составление) — направление в советском авангардном искусстве 1920-х годов, в котором на первое место выдвигался функционализм, а не художественно-эстетическая значимость. Родоначальником К. считается Татлин, который в 1913-14 гг. создал ряд так называемых “Угловых рельефов”, выведя поиски пластической выразительности из плоскости картины в «реальное» пространство экспонирования с использованием “реальных” материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
— в ДПИ так называют изделие, собранное из разных частей, из которых: либо одни являются подлинными, другие новодельными, либо из разных частей отдельных подлинных старинных изделий.
Например, в русском серебре или ювелирных изделиях встречаются К., в которых фрагмент подлинного изделия с клеймом (дно недорогой сахарницы или солонки, вырезанная из ложки часть ручки с клеймами и т.д.) вмонтируется в новодельный предмет.
Или к подлинному изделию (частый пример — стопки и стаканы) монтируют, например, новодельную накладку в виде двуглавого орла или литую голову лошади, волка, кабана и т. д., для так называемого «усиления», «удорожания» предмета. На подобных подлинных накладках по правилам должно стоять клеймо.
— ковш, ковшик для черпания воды, кваса, питья браги и сусла. Обычно металлический или деревянный. Иногда К. называют церковный ковш для теплоты.
(фр. craquelure — трещина) — одна или множество трещин лакового или красочного слоя живописного произведения, либо любого другого, имеющего лако-красочное покрытие.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
(лат. — охрана) — полоска белой бумаги, которой в 17 — первой половине 19 в. иногда прикрывали сургучную печать сложенного письма для защиты от повреждений.