— в Древней Руси — нарядная привозная ткань, в дальнейшем П. стали называть льняную ткань, наклеенную на доску, на загрунтованной поверхности которой писалась икона. П. помогала сохранить изображение иконы от повреждений при рассыхании доски.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ИКОНОПИСЬ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
(фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — 1. Больших размеров картина на холсте или мозаичная, витражная, керамическая, деревянная и т.п. композиция, предназначенная для постоянного украшения определенного участка стены(настенное панно) или потолка(плафон). 2. В архитектурных сооружениях — поверхность на стене или потолке, выделенная бордюром или рамой из общей поверхности, заполненная живописным, лепным, резным орнаментом или изображением.
(фр. passe partout) — картонная рамка или кусочек картона для наклейки фотографии, рисунка, гравюры и т.п.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
— старинная и очень сложная техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками (филигрань), напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают. На Русь техника пришла из Византии, после принятия христианства.
— художники, входившие в российское
художественное объединение «Товарищество передвижных художественных
выставок» (ТПХВ). В число передвижников входили: Иван Крамской, Николай Ге, Иван Шишкин, Василий Перов, Алексей Саврасов, Илья Репин, Василий Поленов, Виктор и
Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
(нем. perlmutter, от франц. perle — жемчуг и нем. mutter — мать) — внутренний слой раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков, состоящий главным образом из кристаллов арагонита. Обладает радужным блеском. Используется для изготовления пуговиц, камей и других украшений. Имеет практически одинаковый состав с жемчугом.
(нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — 1. вид графики; 2. единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный П. является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
(греч., от polys многий, и chroma цвет) — многоцветная эмаль.
— старинная русская монета, изначально достоинством 1/2 денги (деньги), позднее 1/4 копейки.
(фр. porcelaine — фарфор, фарфоровая посуда) — старое название фарфора и изделий из него. Например, ИФЗ изначально назывался Порцелиновой мануфактурой.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА |ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА
— сосуд для христианского богослужения, зачастую в виде большой глубокой чаши с длинной ножкой и круглым основанием, который применяется при освящении вина и принятии Святого Причастия.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ИКОНОПИСЬ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
— идеальное состояние боны не бывшей в обращении, без каких-либо помятостей и прочих дефектов, с идеально острыми углами под 90 градусов.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | БОНИСТИКА
(англ. provenance — происхождение) — история владения, происхождение предмета.
(тюрк. pûl) — русская медная разменная монета конца 14 — начала 16 вв. Чеканилась в Москве, Твери, Новгороде, Пскове и ряде других городов. Название имеет тюркское происхождение. Пул — медная монета Золотой орды 13-15 вв.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | НУМИЗМАТИКА | РУССКИЕ ПРОВОЛОЧНЫЕ МОНЕТЫ 1353 — 1717 ГГ.
(нем. Pergament от греч. Πέργαμον, Pergamos — название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент). 1. Обработанная особым образом кожа животного, служившая до изобретения бумаги материалом для письма. 2. Древняя рукопись на такой коже. 3. Современное название плотной, прочной, не пропускающей жиров и влаги бумаги.