усадьба, находящаяся рядом с г. Сергиев Посад Московской области. С 1843 г. это было имение Аксаковых, с 1870 г. — Мамонтовых, с 1918 г. — одноименный государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. В 1870-90-е гг., после приобретения усадьбы предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым, Абрамцево — важный художественный центр, где, приезжая сюда в летние месяцы, жили вместе со своими семьями и создавали многочисленные шедевры русского искусства члены Абрамцевского (мамонтовского) кружка, в который входили В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и его сестра Е. Д. Поленова, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель и др. По выражению И. Е. Репина, Абрамцево стало для художников «самой лучшей на свете дачей».
русский художественный промысел резьбы по дереву. Ведёт начало от столярной мастерской, организованной в 1882 Е. Д. Поленовой в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из окрестных сел и деревень — Кудрино, Ахтырка, Репихово, Мутовки, Левково, Митино. Возглавлял её местный плотник К. Ф. Денисов, а затем ученик мастерской столяр Г. А. Зеленков.
неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, актеров и др. деятелей искусства). Действовал в 1870-90-х гг. в Абрамцево.
Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре.
В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов), искали образцы народного творчества в окрестных деревнях.
При участии жены Мамонтова Елизаветы Григорьевны здесь открылись общеобразовательная школа и столярно-резчицкая мастерская, где обучали художественному ремеслу крестьянских детей. В гончарной мастерской под руководством П. К. Ваулина применялись новые технологии обжига керамики, покрывавшейся цветной глазурью. В этой мастерской М. А. Врубель создавал свои декоративные майолики: панно, вазы, скульптуры и т.д.
В 1880—90-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е. Д. Поленовой и В. М. Васнецова предметы домашней утвари в неорусском стиле – деревянные сундуки, мебель, предметы интерьера и т.д. Продукция мастерской пользовалась огромной популярностью, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоёвывала золотые медали. Недолго просуществовавшая вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, вышитые полотенца и фартуки.
(нем. Abriβ — очерк, чертеж) — линейное очертание предмета, контурный рисунок. В широком значении — тоже, что контур.
(лат. abstractio — отвлечение) — беспредметное искусство. Одно из самых мощных и влиятельных художественных направлений 20 века. В основе творческого метода — отказ от изображения форм реальной действительности. Композиции произведений строятся на соотношении цветовых пятен, линий, элементарных геометрических фигур. Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
(фр. avant garde — передовой отряд) — явление в русском искусстве, зародившееся и процветавшее в России с 1910 по 1932 г., и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм (основоположник Василий Кандинский), супрематизм (создатель Казимир Малевич), конструктивизм (основные представители Эль Лисицкий и Владимир Татлин), кубофутуризм (художники, работавшие в определенный период своего творчества в духе кубофутуризма: О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич).
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
(фр. avers, от лат. adversus — обращенный лицом) — лицевая сторона монеты или медали, противоположная реверсу. На русских дореволюционных монетах и медалях аверсом называется сторона, на которой изображен (по убыванию значимости): портрет императора, при его отсутствии — государственный герб (двуглавый орел), герб(например, Георгий победоносец на некоторых медных монетах 18 века), вензель (например, 1/2 и 1/4 копейки периода А3 и Н2). На советских монетах аверс — это сторона монеты с изображением государственного герба.
(греч. αυτός — сам и γράφω — пишу) — собственноручная подпись, памятная или дарственная надпись, авторский текст.
(от греч. αυτός — сам, litho — камeнь и γράφω — пишу) — литография, где рисунок на литографском камне или другой основе выполнен непосредственно художником, а не мастером-литографом. А также оттиск с печатной формы, сделанный самим художником — автором.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
портрет художника, выполненный им самим. В основном при помощи одного или нескольких зеркал.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА
ранний советский фарфор, несущий на себе изображения или лозунги агитационного характера: серп и молот, герб СССР, лозунги, портреты вождей, трактора, шестеренки, сцены уборки урожая и тд., скульптурные композиции, как например, «Вышивающая знамя» Н. Данько. Зачастую термин А.Ф. употребляют исключительно относительно изделий, выпущенных на Государственном фарфоровом заводе (ГФЗ) в 1918-1925 гг., к созданию которых имеют отношение художники-авангардисты. Интерес к А.Ф. начал угасать к середине 1930-х гг., художники переключились на другие темы. Хотя и позднее на всевозможные годовщины выпускались изделия с серпом и молотом и другой агитационной символикой.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА |ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА
старинная русская монета достоинством 3 копейки. Само слово имеет тюркское происхождение.
(лат. antiques) — старинные вещи, по законодательству России — старше 50 лет, разных категорий (предметы искусства, старого быта и др.), обладающие художественной, исторической, культурной ценностью, редкостью.
(от лат. artefactum — искусственно сделанное) — предмет, художественный объект, созданный человеком.
старорусская единица измерения длины.
1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м
(от лат. assignatio — назначение; англ. assignation; фр. assignats; польск. asygnatja) — первые русские бумажные деньги, были введены при Екатерине II в 1769 г. в связи с развитием товарного производства и экономической целесообразностью изъятия из обращения монет. Выпуск прекращен после денежной реформы 1849 г., когда серебряный рубль стал основой денежной системы Российской Империи.
Подробнее: БИБЛИОТЕКА | БОНИСТИКА
(от лат. attributio — приписывание) — установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания.
(лат. auctio, буквально умножение) — публичная продажа каких-либо вещей или имущества, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую цену. Торги проходят по определенным правилам, которые могут отличаться на разных торговых площадках. Бывает и блиц-цена, по которой можно купить сразу, не дожидаясь завершения торгов. А бывает резервная цена (минимальна цена продажи). В большинстве случаев продавец и/или покупатель уплачивает комиссию (аукционный сбор) торговой площадке, если предмет продан.
Подробнее: АУКЦИОННЫЕ ДОМА И ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОНЫ
(греч. autentikos) — подлинный, исходящий из первоисточника. Произносится [аутэнтичный].
Подробнее: ЭКСПЕРТИЗА, РЕСТАВРАЦИЯ, ХРАНЕНИЕ