ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2019 г. N 1151
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОРУЖИЯ, ИМЕЮЩЕГО
КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ, КОПИЙ СТАРИННОГО (АНТИКВАРНОГО)
ОРУЖИЯ
И РЕПЛИК СТАРИННОГО (АНТИКВАРНОГО) ОРУЖИЯ
В соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 2019 г. N 1151
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОРУЖИЯ, ИМЕЮЩЕГО
КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ, КОПИЙ СТАРИННОГО (АНТИКВАРНОГО) ОРУЖИЯ
И РЕПЛИК СТАРИННОГО (АНТИКВАРНОГО) ОРУЖИЯ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.
2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:
«аналоги» — сравнительный ряд подлинных образцов оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, сопоставимых с объектом экспертизы по одному или нескольким существенным признакам, имеющим значение для формулировки выводов заключения государственной экспертизы;
«государственная экспертиза» — комплексное визуальное, инструментальное и технико-технологическое исследование конструктивных параметров, технических и возрастных характеристик объекта экспертизы, проводимое экспертом по культурным ценностям;
«заказчик экспертизы» — физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган государственной власти, правоохранительный орган, судебный орган, которые являются инициаторами проведения государственной экспертизы;
«заключение государственной экспертизы» — составленный экспертом по культурным ценностям документ, состоящий из вводной, исследовательской части и изложения выводов, содержащий описание процедуры проведения государственной экспертизы и мотивированные ответы на поставленные вопросы;
«комплексное исследование» — совокупность выбранных экспертом по культурным ценностям специальных исследований, направленных на выявление и изучение фактов или совокупности фактов об объекте экспертизы, необходимых для дачи объективного и достоверного заключения государственной экспертизы об отнесении или о неотнесении объекта экспертизы к оружию, имеющему культурную ценность, особое историческое, художественное, научное значение, к копиям старинного (антикварного) оружия или репликам старинного (антикварного) оружия;
«объект экспертизы» — оружие, имеющее культурную ценность, в том числе старинное (антикварное) оружие, а также копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия;
«эксперт по культурным ценностям» — физическое лицо, наделенное в соответствии с решением Министерства культуры Российской Федерации об аттестации такого физического лица полномочиями по проведению экспертизы культурных ценностей и имеющее соответствующую объекту экспертизы специализацию;
«эталоны» — подлинные образцы оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, выбранные экспертом для определения меры сходства или различия с объектом экспертизы.
3. Основанием для проведения государственной экспертизы является договор на проведение государственной экспертизы, заключаемый между заказчиком экспертизы и экспертом по культурным ценностям в порядке, определяемом гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Цели государственной экспертизы:
а) подтверждение подлинности оружия, имеющего культурную ценность;
б) установление соответствия копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность.
5. Задачи государственной экспертизы:
а) установление объективных фактов и обстоятельств, связанных с объектом экспертизы, обеспечивающих обоснованность и достоверность выводов государственной экспертизы;
б) установление подлинности объекта экспертизы, определение его вида и типа, материалов, техники исполнения, периода и региона изготовления, степени сохранности, иных особенностей;
в) проверка соответствия объекта экспертизы эталонам и аналогам.
6. Принципы проведения государственной экспертизы:
а) независимость эксперта по культурным ценностям;
б) достаточность, полнота и всесторонность исследования объекта экспертизы, которые необходимы для подготовки достоверного заключения.
7. При проведении государственной экспертизы эксперт по культурным ценностям обязан:
а) проводить полное исследование представленных ему объектов экспертизы, обеспечивать объективность и всесторонность проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов по поставленным перед ним вопросам;
б) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами по культурным ценностям и иными специалистами, точно формулировать выводы;
в) принимать меры по обеспечению сохранности объектов экспертизы и сопроводительной к ним документации (при ее наличии), а также по неразглашению конфиденциальной информации, которая стала известна в связи с проведением государственной экспертизы;
г) отказаться от проведения экспертизы в следующих случаях:
наличие близкого родства с заказчиком экспертизы (дети, супруги, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры);
наличие долговых или иных имущественных обязательств перед заказчиком экспертизы (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик экспертизы (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика экспертизы;
заинтересованность в результатах исследований или решении, вытекающем из заключения экспертизы, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.
8. При проведении государственной экспертизы эксперт по культурным ценностям имеет право:
а) выбирать по своему усмотрению методы и способы проведения государственной экспертизы, если иное не установлено законом или договором на проведение государственной экспертизы;
б) привлекать с согласия заказчика экспертизы к проведению государственной экспертизы других экспертов по культурным ценностям и иных специалистов в целях организации комплексного исследования, в том числе технико-технологического исследования объекта экспертизы;
в) осуществлять с согласия заказчика экспертизы разборку объекта экспертизы (разборка объекта экспертизы допускается только в случае ее обратимости и при условии неизменности объекта экспертизы после завершения государственной экспертизы).
9. Заказчик экспертизы обязан:
а) представить на экспертизу объект экспертизы и документы, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил;
б) в полном объеме финансировать проведение работ по государственной экспертизе, если иное не предусмотрено договором на проведение государственной экспертизы.
10. Заказчик государственной экспертизы имеет право:
а) определять объект государственной экспертизы, ставить перед экспертом по культурным ценностям вопросы в отношении объекта экспертизы;
б) получать от эксперта по культурным ценностям информацию о ходе проведения государственной экспертизы на всех стадиях экспертного процесса;
в) применять экспертное заключение и другие результаты экспертизы в своей деятельности, если законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательность такого использования;
г) в случае проведения экспертизы в отношении копий старинного (антикварного) оружия или реплик старинного (антикварного) оружия представлять эксперту по культурным ценностям дополнительную информацию об аналогах и эталонах, по образцу которых изготовлена копия или реплика старинного (антикварного) оружия.
11. Проведение государственной экспертизы осуществляется на территории Российской Федерации, а также в пунктах таможенного контроля, расположенных на территории Российской Федерации.
12. Место и время проведения государственной экспертизы определяются по согласованию между экспертом по культурным ценностям и заказчиком экспертизы.
II. Представление объектов экспертизы для проведения государственной экспертизы
13. Основаниями для заключения договора на проведение государственной экспертизы являются:
а) обращения правоохранительных и судебных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления;
б) заявления физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
14. Для проведения государственной экспертизы заказчиком экспертизы эксперту по культурным ценностям представляются при обращении:
а) правоохранительных органов — постановление о назначении государственной экспертизы с перечнем вопросов, поставленных эксперту по культурным ценностям, объект экспертизы;
б) органов государственной власти или судебных органов — решение или ходатайство о назначении государственной экспертизы с вопросами, поставленными эксперту, объект экспертизы;в) физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — заявление (в свободной форме), объект экспертизы.
III. Проведение государственной экспертизы
15. Срок проведения государственной экспертизы определяется по соглашению сторон договора на проведение государственной экспертизы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
16. Транспортировка и перевозка объекта экспертизы до места проведения государственной экспертизы осуществляются заказчиком экспертизы.
17. Проведение государственной экспертизы включает в себя:
а) визуальный осмотр объекта экспертизы;
б) идентификацию объекта экспертизы (установление типа, изготовителя, региона и периода создания объекта экспертизы);
в) документальную фотофиксацию объекта экспертизы;
г) отбор проб и образцов для химического анализа металла;
д) исследование объекта экспертизы;
е) проведение измерений параметров объекта экспертизы;
ж) составление списка объектов экспертизы с указанием их параметров (при проведении государственной экспертизы в целях ввоза, временного ввоза, вывоза или временного вывоза объектов экспертизы, являющихся культурными ценностями);
з) формирование предложения по стоимости объекта экспертизы;
и) составление заключения государственной экспертизы.
18. Визуальный осмотр осуществляется экспертом по культурным ценностям в целях выявления у объекта экспертизы элементов, относящих его к оружию, имеющему культурную ценность, копиям старинного (антикварного) оружия или репликам старинного (антикварного) оружия, и определения целесообразности проведения дальнейшего исследования заявляемого на экспертизу объекта.
Визуальный осмотр объекта экспертизы осуществляется в присутствии заказчика экспертизы без передачи объекта экспертизы эксперту по культурным ценностям на хранение.
По результатам визуального осмотра составляется акт отбора проб и образцов и осуществляется фотофиксация объекта экспертизы.
Удаленное проведение визуального осмотра и государственной экспертизы без представления объекта экспертизы эксперту по культурным ценностям не допускается. При отказе заказчика экспертизы представить объект экспертизы на визуальный осмотр государственная экспертиза не проводится.
19. Исследование объекта экспертизы включает в себя определение его вида, назначения, автора или производителя, времени и места изготовления, расшифровку имеющихся подписей и надписей, а также выявление идентификационных признаков, повреждений и утрат, и признаков реставрационных работ. Исследование объекта экспертизы осуществляется с применением следующих методов:
а) сравнительный анализ — сопоставление внешнего строения и конструкции исследуемого объекта с внешними строениями и конструкциями имеющихся аналогов и эталонов или с их описаниями и изображениями в справочной и специальной литературе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», данными, полученными в результате экспертной работы (при проведении сравнительного исследования следует указывать применявшиеся методы сравнения, использованные образцы, каталоги и справочно-информационные фонды);
б) конструктивно-технологический анализ;
в) анализ клейм и фабричных марок;
г) геральдический анализ;
д) стилистический анализ;
е) иные методы (в зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого объекта).
20. Проведение измерений параметров объекта экспертизы включает в себя установление размеров исследуемого объекта в целом и его отдельных элементов, а также определение иных технических характеристик (общая длина, длина ствола, внутренний диаметр ствола (калибр), количество стволов, количество камор в барабане, тип заряжания, тип патрона, используемый вид пороха, тип канала ствола, длина клинка, ширина клинка у основания и длина ножен).
В случае невозможности осуществления измерения технических, количественных или качественных характеристик указывается причина.
21. При осуществлении документальной фотофиксации производится фотосъемка:
а) общего вида объекта экспертизы;
б) конструктивных особенностей;
в) художественного оформления;
г) маркировочных обозначений, клейм, индивидуальных номеров;
д) повреждений и утрат;
е) следов, образовавшихся при изготовлении, ремонте или переделке, в результате обработки инструментами и на технологическом оборудовании, реставрации и использования.
22. Средства, используемые экспертом по культурным ценностям в процессе проведения государственной экспертизы:
а) визуальный осмотр;
б) использование вспомогательных технических средств (измерительные приборы, приборы оптического увеличения, слесарный инструмент, оборудование для фотосъемки и другие средства).
23. Эксперт по культурным ценностям самостоятельно принимает решение об использовании вспомогательных технических средств исходя из целесообразности их применения.
24. Порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия и критерии определения размера такой платы устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации.
IV. Результат государственной экспертизы
25. Результатом государственной экспертизы являются заключение государственной экспертизы, содержащее обоснованные выводы об отнесении или о неотнесении объекта экспертизы к культурным ценностям или о его отнесении или неотнесении к копиям старинного (антикварного) оружия или репликам старинного (антикварного) оружия, а также ответы на иные вопросы, поставленные заказчиком экспертизы перед экспертом по культурным ценностям.
26. Вводная часть заключения государственной экспертизы должна содержать следующие сведения:
а) номер и дата составления заключения государственной экспертизы;
б) место проведения государственной экспертизы;
в) время начала и окончания проведения государственной экспертизы;
г) срок действия заключения государственной экспертизы (при проведении государственной экспертизы в целях ввоза, временного ввоза, вывоза или временного вывоза объектов экспертизы, являющихся культурными ценностями);
д) сведения об эксперте по культурным ценностям (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата выдачи и номер удостоверения);
е) указание вопросов, поставленных перед экспертом.
27. Исследовательская часть заключения государственной экспертизы должна содержать следующие сведения:
а) наименование объекта экспертизы;
б) описание объекта экспертизы и его индивидуальных признаков;
в) установление региона и периода создания объекта экспертизы;
г) результаты проведенных измерений объекта экспертизы;
д) результаты фотофиксации объекта экспертизы;
е) описание и результаты проведенных исследований с указанием примененных методов, приборов и оборудования, использованных для сравнения эталонов и аналогов;
ж) предложение по стоимости (страховой стоимости) объекта экспертизы (в случае проведения государственной экспертизы в целях вывоза или временного вывоза объекта экспертизы, признанного по результатам государственной экспертизы культурной ценностью, в отношении которой установлен разрешительный порядок вывоза, или при постановке перед экспертом по культурным ценностям соответствующего вопроса), которое указывается в рублях;
з) для копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия — указание соответствия исследуемого объекта эталонам и аналогам, хранящимся в государственных и муниципальных музеях и иных коллекциях.
28. Выводы заключения государственной экспертизы должны содержать обоснованные и мотивированные ответы на вопросы, поставленные перед экспертом по культурным ценностям.
29. Заключение государственной экспертизы формируется экспертом по культурным ценностям в форме электронного документа путем заполнения экранной формы с использованием личного кабинета эксперта в реестре экспертов по культурным ценностям, подписывается квалифицированной электронной подписью.
Заключение государственной экспертизы регистрируется в реестре экспертов по культурным ценностям с присвоением уникального идентификационного номера.
30. Уникальный идентификационный номер заключения государственной экспертизы состоит из 16 знаков, расположенных в следующей последовательности:
аа/бб/гггг/дддд-ееее,
где:
«аа» — кодовое обозначение типа объекта экспертизы (ХО — холодное оружие, ОО — огнестрельное оружие, МО — метательное оружие, ПО — пневматическое оружие, ИО — иное оружие (газовое, сигнальное, комбинированное);
«бб» — категория заявителя (ФЛ — физическое лицо, ЮЛ — юридическое лицо, ПО — правоохранительный орган, ГО — орган государственной власти, СО — судебный орган);
«гггг» — реестровый номер эксперта по культурным ценностям, проводившего государственную экспертизу;
«дддд» — порядковый номер заключения государственной экспертизы, проведенной экспертом по культурным ценностям;
«ееее» — год формирования заключения государственной экспертизы.
31. После формирования и регистрации заключения государственной экспертизы в личном кабинете эксперта в реестре экспертов по культурным ценностям экспертное заключение выводится экспертом по культурным ценностям на бумажный носитель, заверяется на каждой странице личной подписью и выдается заказчику экспертизы.